Морской утюг

Ramform-Titan
Это судно, построенное в Японии по заказу норвежской компании «Петролеум Гео Сервис», у всех, кто его видит первый раз, вызывает искреннее недоумение. Своими очертаниями оно напоминает утюг. Причем утюг гигантских размеров.

Действительно, перед нами самое широкое судно в мире. Его ширина составляет 70 метров. И это при длине в 100 метров!
Но для чего же норвежцам потребовалось такое необычное треугольное плавучее недоразумение?
Попробуем с эти разобраться…

На протяжении многих десятилетий в военно-морском флоте Норвегии служили специальные корабли-шпионы, которые следили за нашим флотом. Им не нужно было обладать большой скоростью хода. Такие корабли должны были в течение длительного времени находиться в определенном районе, а их экипажи при помощи специальной аппаратуры прослушивали и записывали все подводные шумы, а также все радиопереговоры и частоты работы радиолокационных станций и других источников излучения.
Марьята
Вот только работать морским шпионам приходилось в весьма неблагоприятных погодных условиях полярных широт. Сильная качка выматывала экипажи и мешала работе точных приборов. Мало того, в сильные морозы на надстройках и палубных ограждениях налипало такое количество льда, что это грозило опрокидыванием.

По идее лучшим решением было создание корабля в виде блюдца. Вот только опыт использования подобных конструкций показал, что они обладают низкой скоростью хода и ужасной управляемостью.

И тогда норвежский конструктор Роар Ромде предложил построить корабль в виде треугольника. И пусть его скорость хода будет не такой большой, как у обычных крейсеров или эсминцев. Зато оно будет остойчивым и не подвержено сильной бортовой качке.

В 1995 году такое разведывательное судно вступило в строй норвежского флота. Оно получило название «Марьята». Его ширина была равна 35 метрам – половине длине корпуса, которая составляла 70 метров. Кстати, широкий корпус позволил основные рабочие помещения расположить подальше от бортов, дабы экипаж не чувствовал холода.
Рэмформ Атлас букструет куда более широкую сеть с сейсмодатчиками
С тех пор «Марьята» стала самым узнаваемым кораблем норвежских военно-морских сил. Ведь ни одно учение российского Северного флота не проходит без сопровождения этого «морского утюга».

И вот, когда «Марьятта» еще только строилась, ею заинтересовалась та самая фирма «Петролеум Гео Сервис», с которой мы начали наш рассказ. Само название этой компании в переводе на русский язык означает, что она занимается разведкой нефтяных месторождений. Измерительные суда этой компании работают следующим образом: На протяжении многих дней, а то и месяцев они медленно движутся по водной глади морей и океанов, буксируя за собой гигантскую сеть, увешанную специальными сейсмодатчиками. Информация от датчиков поступает в центральную обрабатывающую систему судна. Так ученые-исследователи ищут месторождения нефти на морском дне.

Вот только для надежной работы аппаратуры требуется тишина и отсутствие качки. А как ее избежать в вечно штормящих северных широтах?
Титан на полном ходу
И тогда компания «Петролеум Гео Сервис» решила построить измерительное судно с точно таким же корпусом и с такими же размерами, что и у «Марьяты». В строй оно вошло в том же самом 1995 году.

Так как класс судов с треугольными корпусами получил общее обозначение Рэмформ, то первое измерительное судно назвали «Рэмформ Эксплорер». За ним последовали еще четыре таких же.

Успех от их применения даже этих небольших «утюгов» превзошел все ожидания. И тогда норвежцы решили дополнить флот своих измерителей куда более мощными судами, которым были бы не страшны никакие волны. Причем теперь пропорции корпуса должны были быть еще более треугольными. Снижение скорости хода никого не смущало, ведь рэмформы должны буксировать измерительную сеть, увешанную несколькими сотнями тысяч сейсмодатчиков (а это 220 тонн веса) со скорость всего 9 км/ч. Зато широкая корма позволяла установить в ряд 24 мощных лебедки для буксирных тросов.

Постройку таких «морских утюгов» норвежцы доверили японским кораблестроителям, прославившимся своими судами-гигантами.

И вот, в 2013 году на свет появился тот самый «Рэмформ Титан», фотография которого приведена в начале этой заметки. За ним последовали еще три подобных морских гиганта, последний их которых вошел в строй всего два года тому назад.

Новые суда-рэмформы способны без перерыва «тралить» море в течение четырех месяцев в самых сложных погодных условиях, обеспечивая ученым и аппаратуре, установленной на борту, требуемые условия для работы.
Made on
Tilda